Сегодня в Казахстане — День политических репрессий.
Сегодня в Казахстане — День политических репрессий. Вместо того чтобы обратиться к актуальным событиям — январским протестам 2022 года или хотя бы расстрелу рабочих в Жанаозене в 2011 году — президент Казахстана прошёлся по Советскому Союзу. Ей-богу, странно слышать это от потомка и бенефициара той самой системы, которую он теперь осуждает. Его отец сделал карьеру благодаря той власти, которую сын теперь критикует. Сам он учился и продвигался по партийным и дипломатическим каналам, никогда не страдая от «тоталитарного прошлого». Но теперь он рассказывает, как всё было плохо — стоя на пьедестале, который ему это самое прошлое и построило.
Сегодня в Казахстане — День политических репрессий. Вместо того чтобы обратиться к актуальным событиям — январским протестам 2022 года или хотя бы расстрелу рабочих в Жанаозене в 2011 году — президент Казахстана прошёлся по Советскому Союзу. Ей-богу, странно слышать это от потомка и бенефициара той самой системы, которую он теперь осуждает. Его отец сделал карьеру благодаря той власти, которую сын теперь критикует. Сам он учился и продвигался по партийным и дипломатическим каналам, никогда не страдая от «тоталитарного прошлого». Но теперь он рассказывает, как всё было плохо — стоя на пьедестале, который ему это самое прошлое и построило.
«Люди лишились скота, голод, страдания…»
Коллективизация была исторической необходимостью в условиях полукочевой байской отсталости и угрозы мировой войны. Голод был страшной ценой, но до коллективизации Казахстан был одним из самых отсталых регионов мира — с чудовищной младенческой смертностью и почти полным отсутствием индустрии. Без коллективизации СССР не выстоял бы в 1941 году. Виновата не сама идея, а объективные обстоятельства, волюнтаризм, местечковый бюрократизм, а не выдуманный «тоталитаризм».
«Репрессии лишили нацию лучших представителей…»
Репрессии 1930-х годов были частью острой классовой борьбы, в которой не было ни «ангелов», ни «жертв». Тот же Дулатов реально готовил восстание против Советского Союза и был бы репрессирован в любой другой стране. Да, были ошибки, перегибы, но массовые чистки были направлены против потенциальных контрреволюционеров, а не против «нации».
А кем был отец Токаева — Кемель? Участник Великой Отечественной войны, известный казахский писатель, член Президиума Верховного Совета Казахской ССР и Союза писателей Казахстана. А мать? Работала в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков. Советский Казахстан дал народу письменность, промышленность, науку и элиту. Без революции Касым-Жомарт, скорее всего, умер бы в младенчестве, а без репрессий 30-х служил бы абажуром у японских или немецких империалистов.
«11 лагерей, 8 тысяч женщин в АЛЖИРе…»
Ещё раз: в СССР в тюрьмах находилось менее двух процентов населения даже в пик репрессий. Трудовые лагеря — это норма того времени. Сегодня в США содержится четверть всех заключённых мира. Почему бы Токаеву не выступить защитником афроамериканцев и не потребовать в ООН реформы американской тюремной системы? Или не выступить против частных тюрем? Да потому, что легко пинать павшего льва. Давайте признаем честно: при любой системе определённый процент населения будет сидеть в тюрьме. Трудовая составляющая — обязательна; без труда человек деградирует и сходит с ума. А кому приносят пользу трудящиеся в частных американских тюрьмах? Или казахстанские заключённые?
«300 тысяч реабилитированы, рассекречены документы…» При любой системе страдают невинные люди. Ошибки — неизбежность, особенно перед лицом страшной войны, особенно после революции. Поэтому реабилитация, если она объективна и не ангажирована, является полезным процессом. Но горбачёвская, а затем путинско-назарбаевско-токаевская власть использует её как инструмент дискредитации всего советского проекта. И вместо того чтобы объективно проанализировать: этот человек был действительно невиновен, а этот получил незаслуженно высокий срок — прислужники капитала начинают представлять абсолютно всех репрессированных как ангелочков без крыльев. Начинается безудержное восхваление абсолютно посредственных личностей.
«Наш народ — хранитель уникального культурного кода…» Советская власть спасла и развила эту идентичность. До 1917 года казахов считали «инородцами». Только в СССР были созданы письменность, национальная интеллигенция, Академия наук, театры и университеты. Кто уничтожал идентичность? Колониализм царской России и новые олигархи после 1991 года, а не коммунисты.