Исторический религиозный вопрос в Турции: от Османской империи к современности
В Турции в силу сложившихся исторических обстоятельств остро стоит религиозный вопрос. Сама Турция, являясь наследницей Османской империи, так или иначе переняла многое от предыдущей общественно-экономической формации.
Османская империя, будучи государством с феодальной надстройкой, делала большую ставку на религию как объединяющий фактор для основной части населения на протяжении большей части существования страны. Но развитие капиталистических производительных сил и соответствующих им производственных отношений сделало такой принцип консолидации населения неэффективным.
В новом капиталистическом мире появились новые понятия, доселе неизвестные, – нация и национализм. К сожалению, позднее развитие капитализма в империи и последующее её отставание в развитии от передовых европейских держав сделали её слабой и зависимой, а любые попытки революции, как сверху, так и снизу, подавлялись реакционным феодальным классом. Так и вступила Османская империя в Первую мировую войну в качестве отсталой феодальной и раздробленной страны.
В результате ПМВ и поражения империи произошла буржуазная революция, возглавленная ныне известным на весь мир Кемалем Ататюрком. Новая буржуазная власть, победившая в гражданской войне против прежнего феодального правящего класса, должна была и боролась с реакционными феодальными пережитками. В том числе с религией, являвшейся основой любого феодального государства. Долгое время внутри страны гражданская война продолжалась уже в ином виде. Ведь разбить и уничтожить класс феодалов было возможно, только подорвав их экономическое положение в классовой структуре общества.
Важно отметить, что Ататюрк – не самодовлеющий и независимый от обстоятельств творец истории, а лишь наиболее последовательный выразитель воли турецкой буржуазии в ту эпоху. За спиной Ататюрка стояли капиталисты, и это нужно помнить. Ведь роль личности в истории вторична, и историю творят классы в процессе борьбы между собой. А потому буржуазия сразу же начала борьбу с исламизмом в стране, взяв курс на секуляризацию – изъятие богатств у церкви и передачу их светской власти.
С 1924 года в Турции действует принципиальная секуляризация, согласно которой государство должно быть отделено от церкви. Одной из наиболее значимых мер, принятых Ататюрком для борьбы с исламизмом, было закрытие многих исламских учебных заведений, таких как медресе (школы, где преподавали исламскую теологию). Также были запрещены исламские партии и организации, а религиозные деятели, выступавшие против реформ, были арестованы и впоследствии лишены свободы. Эти меры на долгое время вытеснили из поля государственной власти религию, а религиозные люди крайне не приветствовались на государственной службе.
Стоит отметить, что тут идёт речь именно о борьбе с религией как с инструментом феодальной власти. С верующими как таковыми на обывательском уровне, конечно же, государство не вело борьбу. Хоть и первые лица государства, начиная с Ататюрка, демонстрировали показной атеизм, а среди населения велись агитационные работы, но всё же это не было основной задачей, и ресурсы на это тратились крайне ограниченные. А потому до ниже описываемых событий в Турции количество верующих людей всё равно оставалось очень малым. В настоящий же момент их число доходит до 98%.
Когда экономическая основа господства феодалов была подорвана, и в стране уже прочно установилась буржуазная республика, то и религия поступила на службу к новым хозяевам. Самым ярким примером последнего является то, что, начиная с последних десятилетий прошлого века, турецкое правительство сильно заигрывает с исламом. Кульминацией этого, конечно же, стала «Партия справедливости и развития», далее «АКР». AKP, возглавляемая Реджепом Тайипом Эрдоганом, представляет собой исламскую консервативную партию, которая стремится к сочетанию исламских ценностей с западными демократическими ценностями. Партия выступает за современный ислам и поддерживает внедрение элементов религиозности в политические и общественные институты Турции.
Религия опять стала инструментом для манипуляции массами, но уже в руках буржуазной власти. В Турции под руководством Эрдогана мусульманская религия используется для укрепления власти правящей партии и легитимации её действий.
Например, Эрдоган и AKP активно поддерживают строительство мечетей и религиозных школ, а также проводят религиозные мероприятия и праздники на государственном уровне. Кроме того, правительство вмешивается в религиозные дела, назначая имамов и контролируя содержание проповедей.
В Турции создаётся иллюзия единства народа вокруг общей религиозной идеи наряду с национальной в то время, как к реальным проблемам экономического неравенства, политического подавления и социальной несправедливости правящий класс остаётся безразличен. Кроме того, использование религии для манипуляции массами подрывает принцип секуляризма, который является необходимым условием для защиты прав и свобод всех граждан независимо от их религиозных убеждений.
Того самого принципа, который ранее заложили идейные предшественники правящего класса Турции.
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта
#Турция #пантюркизм #исламизм #Ататюрк #Эрдоган