Кризис капитализма: уроки американской готики и судьба Детройта
#Кризис #Ипотека #Займы #Капитал #Капитализм #Крах
Здравствуйте, товарищи!
Мы уже рассказывали вам о кризисе капиталистической экономики 2008-го года, о том, как его частично притормозили не допустив краха, а так же о протестах в Сиэтле и о событиях, получивших в новейшей истории название «Оккупай Уолл-Стрит». Этой серией чисто экономических статей, под общим названием «Американская Готика», мы расскажем вам о том, к чему привёл неудавшийся, надолго затянувшийся нео-либеральный эксперимент в самом сердце капитализма — в США.
Косвенной жертвой банковского кризиса 2008-го года стала американская автомобильная промышленность. Сокращение продаж поставило на колени General Motors и Chrysler. В декабре 2008-го агрессивный конгресс оформил большой пакет мер экстренной помощи обеим корпорациям, ни Буш, ни Обама не собирались допускать их краха. Эти былые, ныне дряблые в финансовом плане локомотивы американской индустрии были спасены за счёт средств, первоначально выделенных на спасение коммерческих банков. К концу 2013 года General Motors и Chrysler снова были профинансированы государством. Как и другие представители американского бизнеса, они, получив помощь, решили помогать политической линии Республиканцев, испугавшись популярности левого крыла демократов, которые на помощь американскому автопрому выбивали деньги из конгресса и ФРС. Как тут не вспомнить тезис о левых интеллектуалах на страже капитализма. И никакие песни Боба Дилана по федеральным каналам уже не прикроют того срама, который пытаются прикрыть дешёвой рекламой нео-либералы.
Если американский автопром частично и восстал из мёртвых, этого нельзя сказать про промышленный город Детройт, чьи золотые годы пришлись на послевоенное время и который до сих пор прибывает в упадке. В период расцвета его население достигало 1,8 миллиона человек, включая 500 тыс. афроамериканцев. Под ударами деиндустриализации и бегства населения после волнений 1967 года население Детройта к 2013 году сократилось до 688 тыс. человек., из которых уже 550 тыс. были афроамериканцами. Они были брошены в городе, буквально превращающемся в руины и обременённом долгами, достигавшими десятков миллионов долларов. После того, как было закрыто большинство крупных заводов, превративших когда-то Детройт в один из промышленных оплотов мира, город вошёл в смертельное пике безработицы, ненадёжного и коррумпированного хищнического финансирования.
К 2013 году 36% населения Детройта считались живущими за чертой бедности, большинство из них были темнокожими. Детройт представлял из себя крайний пример порочного круга, в котором государственные и частные финансовые неурядицы усугубляли друг друга. В 2005 году из всех выданных ипотечных кредитов 68% были субстандартными (кредиты с очень низким уровнем возврата и скорингом), что сильно усугубляло социальную напряженность.
Когда по Америке прошелся кризис, у должников Детройта было отобрано около 65 тыс. домов. 36400 из их числа были сочтены настолько малоценными, что они были просто